Новости

24-03-2014

Инвестиции в будущее Компетенция сотрудников ОАО «РЖД» нуждается в оценке
(Ольга Анцифирова, начальник дорожного Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики)

– Ольга Николаевна, что представляет из себя структура, которую вы возглавляете, каким направлениям служебных забот посвящаете силы и время?

– В нашем коллективе восемь человек. В основном, это социологи и психологи. Работу строим, выполняя три основные задачи.

Первая задача – оценка сотрудников структурных подразделений холдинга в целях формирования кадрового резерва, замещения должностей руководителей и определения потребности в опережающем обучении перспективных работников. Для оценки работников используется ряд методик, но основной акцент сделан на ассессмент-центр (центр-оценки) – один из методов комплексной оценки персонала в моделируемых деловых ситуациях: специальные задания, интервью, упражнения как группового взаимодействия, так и индивидуального контакта. Основная цель ассессмент-центра – оценка потенциальной успешности в профессиональной деятельности. После чего – сведение полученных результатов и предоставление испытуемому так называемой обратной связи: о его эффективности, сильных сторонах и зонах развития, перспективах обучения в Корпоративном университете.

Вторая задача – мониторинг. В организации всех корпоративных исследований на полигоне дороги задействован наш Центр. Они касаются разносторонних вопросов деятельности компании: безопасности движения, повышения эффективности работы, развития кадрового потенциала, вопросов молодёжной политики, уровней вовлечённости молодых сотрудников в решение корпоративных задач, удовлетворённости своим делом. В прошлом году провели исследования на предмет взаимодействия региональных дирекций тяги и по ремонту тягового подвижного состава. Был указан вектор их дальнейших действий для улучшения результатов работы.

В фокусе нашего внимания и локальные исследования по запросу руководства железной дороги, а также тех или иных регио-нальных дирекций (вопросы отношения к корпоративной пенсионной системе, эффективности адаптации молодых работников, изучение социально-психологического климата в коллективах и так далее).

Третья задача – реализация на нашем полигоне целевой программы «Молодёжь ОАО «РЖД». В рамках этой задачи деятельность Центра направлена на вовлечение молодых работников в решение интересных и значимых задач, которые стоят перед ОАО «РЖД». При этом молодёжь не только обеспечивает приток новых идей, но и получает возможность для своего профессионального развития и самореализации.

Эта программа реализуется с 2006 года. Её целью является содействие развитию холдинга за счёт его обеспечения достаточным числом молодых сотрудников, которые обладают необходимым профессионализмом.

Рамки реализации – от привлечения молодёжи, её адаптации и закрепления в компании до вовлечения в решение корпоративных задач, включая инновационную деятельность.

– Понятно, что параметры работы дорожных центров как составляющих единого железнодорожного механизма схожи. Тем не менее, что за «изюминки» отличают вас от коллег?

– Мы внимательно относимся к опыту других железных дорог, ежегодно встречаясь на соответствующих совещаниях, обмениваясь информацией по линиям коммуникаций. При необходимости, опыт тиражируем.

Однако в стремлении стать лучшими на избранном пути внедряем и свои проекты.

В их числе экскурсии по Юго-Восточной магистрали. Молодые сотрудники знакомятся с работой смежников (путейцы, движенцы и другие) и совершают экскурсии по историческим местам Центрального Черноземья. Они уже побывали на железнодорожных узлах Белгород и Елец. Обогатили себя профессиональными знаниями, окунулись в историю (музей-заповедник «Прохоровское поле», елецкий музей народных ремёсел и промыслов). Одновременно духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Особенны и наши дорожные слёты молодёжи. Последний по счёту прошёл в воронежском санатории «Дон» в мае прошлого года. «Под своё крыло» мы собрали 60 человек.

Примечательность слёта в том, что удалось соединить два блока. Один – защита и подведение итогов первого отборочного (на региональном уровне) этапа молодёжного конкурса инновационных проектов «Новое звено 2013» перед представительной комиссией ЮВЖД. Второй блок – мероприятия, связанные с личностным развитием, командообразованием, различными бизнес-играми, тренингами, спортивными соревнованиями. Каждый вечер ребятам нужно было представить творческий номер, тему которого они узнавали буквально за считанные минуты до начала самого представления. Мы получили массу положительных отзывов.

Ещё разработка – проводимое осенью мероприятие «Добро пожаловать в ОАО «РЖД». Название говорит само за себя. Его участниками становятся те, кто впервые переступил порог структурных подразделений после окончания вузов или техникумов и проходит адаптацию к новой жизни.

Знакомим молодых подопечных с деятельностью ОАО «РЖД», их льготами и гарантиями (большинство не предусмотрено в других компаниях), преобразованиями, которые происходят на железнодорожном транспорте. Для обстоятельного разговора приглашаем специалистов служб управления персоналом, НПФ «Благосостояние», страхового общества «ЖАСО», Дорпрофжел и других.

Не могу не отметить профориентационный проект Совета молодёжи нашей дороги, который они реализуют уже второй год. В детском оздоровительном лагере «Зелёный огонёк» ребята проводят игру «Поезд по расписанию». В формате игр детям рассказывают о железной дороге, её истории и деятельности, основных железнодорожных специальностях и необходимых качествах для освоения данных профессий, о правилах безопасности вблизи железной дороги.

– Конкурс инновационных проектов «Новое звено 2013», о котором вы сказали, призван формировать условия для проявления инициативы молодёжи, способствовать её карьерному росту. Со многими разработками юговосточников я знаком. Идеи интересные, неординарные. Но, как могу понять, их не так много.

– В прошлогоднем конкурсе участвовали 44 проекта. 34 из них (77,2 процента), представленных на рассмотрение экспертам, получили удовлетворительную оценку.

На этапе сбора и обработки проектов участники дорожной экспертной комиссии оказали консультационную поддержку конкурсантам, дали необходимые рекомендации. Во второй этап, с направлением в Москву, прошли пять. К сожалению, победных лавров не снискали (в 2012 году одна из разработок вышла в финал и стала лауреатом конкурса).

На ЮВЖД немало думающих, «инновационных» ребят. Хотелось бы призвать их более активно взяться за творчество, не терять свой потенциал, проявить себя и с количественной, и с качественной стороны.

В 2014 году формат конкурса, скорее всего, претерпит изменения. Основной акцент будет сделан на бережливое производство, внедрение идей по устранению непроизводительных потерь, улучшению технологии работ. Надеемся на успех.

– Ольга Николаевна, какие задумки на нынешний год?

– Проведение очередного слёта молодёжи запланировали на июнь. Формат его также будет новым. Сейчас идёт проработка деталей мероприятия и разрабатываются тренинги.

В рамках слётов молодёжи региональных дирекций планируем проведение проектных сессий и различных тренинговых мероприятий. В прошлом году мы закатили «пробный шар» в Юго-Восточной дирекции управления движением. Провели тренинг с целью развития организационного и эмоционального лидерства, коммуникативных способностей молодёжи.

В заключение хотелось бы сказать вот о чём. Я действительно получаю большое удовольствие от этой работы. Не покидает ощущение счастья – есть, чем заниматься, есть, кого любить, и есть, о чём мечтать.
Виктор Минаков