Новости

18-12-2015

Троицкая слобода — Воронежская крепость

Всё, что существует на нашей земле имеет свою историю, свои корни.
Здание МФК «Вита» построено на территории Троицкой слободы в месте её примыкания к проспекту Революции (большой Дворянской улицы), которая расположилась на правом берегу реки Воронеж. 

Мы хотим рассказать о истории этой земли, на которой расположено здание МФК Вита .

Предлагаем вашему вниманию статью нашего коллеги Светланы Штых.

 

Воронежская крепость, построенная в конце XVI века на берегу реки Воронеж для защиты южных территорий от татарских набегов, со временем обрастала слободками. Одна из них носила название Беломестной слободы (Троицкой слободы) поскольку в ней селились так называемые беломестные казаки.

 

Она заняла территорию на правом берегу реки Воронеж к востоку от современной улицы Луначарского. Слобода была перенесена сюда из города, от Покровской церкви. С севера она граничила с территорией загородного дома воронежского архиерея (район начала эстакады Северного моста). Одна из улиц слободы — Рощинская (улица Героев Революции), плавно изгибаясь вдоль берега реки Воронеж, продолжала направление улицы Малотерновой до архиерейской дачи, которую окружала Архиерейская роща.

 

Из нескольких направленных к реке улиц две получили названия, существовавшие в слободе на прежнем месте: Беломестная (улица Коммунистической молодежи) и Поднабережная (улица Обороны Революции). Население слободы составляли однодворцы и крестьяне. Своей церкви в слободе не было, жители являлись прихожанами соседней городской церкви на Терновой поляне.

Новое название Беломестной слободе дала Троицкая церковь, находившаяся в архиерейском доме. Во второй половине XVIII века в пяти верстах от центра Воронежа был построен деревянный дом. Это была летняя резиденция главы епархии, попросту говоря, дача епископа. Вокруг дома постепенно вырос парк, и местность получила название Архиерейской рощи. В большой зале с восточной стороны особняка была устроена домовая церковь во имя Святой Троицы Живоначальной. В архиерейской обители с 1784 по 1786 проживал последний крымский хан Шагин-Гирей, отрекшийся от престола в пользу Российской империи.

Архиерейский дом в соответствии с межевыми законами имел около 60 гектаров земли, мельницу (до затопления водохранилищем в речной пойме существовал ручей — Мельничный ерик) и садок (рыбную ловлю) на берегу реки Воронеж. С XIX века к западу и северу от слободы велись интенсивные разработки песка и глины, а также производство кирпича.​

     

 

На рубеже XIX-XX веков в Троицкой слободе проживали 2 109 человек, существовала земская школа, имелись кузница и винокуренный завод.

Привокзальный поселок был создан рядом с железнодорожной станцией Воронеж-I на распродававшихся наследниками землях усадьбы Бринкманов. В нем селились преимущественно железнодорожники. Регулярная планировка его кварталов была задана очертаниями усадебного ядра и направлением линии железной дороги.

В 1924 году территория Привокзального поселка и Троицкой слободы получила название Привокзально-Троицкого района.Он был включен в черту города. В этот период через слободу по улице Ленина прошла трамвайная линия, которая соединила старую часть города и возникший в 1910-е годы городок сельскохозяйственного института.

 

 В 1930-е годы на участке между железной дорогой и восточной нечетной стороной улицы Ленина было построено пожарное депо. Рядом с бывшим Ботаническим садом, преобразованным в городской парк культуры и отдыха, создали стадион «Динамо».

Улица ЛЕНИНА ( Большая Троицкая)

Когда в 1867 году по краю Троицкой слободы вели железную дорогу, почти все слободские дома размещались между полотном и берегом реки. Железная дорога разрезала слободу на две части и нарушила привычную жизнь местных жителей. Люди пытались воспрепятствовать строительству дороги, но безуспешно. Тогда слобожане решили демонстративно обозначить границы своей территории. Они заказали три камня из песчаника с высеченными надписями «Владенiе Троецкаго сельскаго общества» и установили их между железной дорогой и слободой. Один из этих камней сохранился до наших дней (д. 32 по улице Луначарского).

 

В это время в слободе в 55 дворах числилось 530 жителей. Население зимой занималось вязанием шерстяных чулок (в слободе существовало три чесальных стана), пошивом шапок и обуви, летом перевозкой строительных материалов к городским стройкам. Наделы земель были больше городских мещанских, что способствовало разведению садов. Особо выделялся комплекс загородного архиерейского дома. Хранящийся в краеведческом музее чертеж конца XVIII века дает представление об обширном живописном парке с регулярной центральной частью. В парке размещались видовые площадки, беседки, зверинец. В 1893 году к северу от Ботанического сада Воронежское отделение Красного Креста открыло Елисаветинское Сиротское убежище, в котором содержались несколько десятков детей. Членом совета и казначеем был М.М. Сомов, известный в Воронеже своей благотворительной деятельностью.

На рубеже ХIХ и ХХ столетий стала активнее осваиваться и территория за железнодорожной линией. Там образовалась новая главная улица слободы- Большая Троицкая.

 В документах 1899-1901 годов мы находим первые упоминания об уже существующей улице: в это время она впервые была замощена. Улица еще не имела устоявшегося, известного в масштабе всего города имени. Её называли улицей, «ведущей из города Воронежа от железнодорожного моста …в Ботанический сад», «дорогой от железнодорожного моста к военным лагерям». Мостовые работы проводились в основном за счет Воронежского уездного земства (2 тысячи рублей). Город тоже решил выдать пособие Троицкому сельскому обществу- тысячу рублей- с условием, чтобы по дороге по-прежнему беспрепятственно пропускали городское стадо. Однако общество стало возражать, спорить с городом, доказывая, что стадо испортит края мостовой.

 

Проезд, вдоль которого располагалось несколько сооружений, существовал здесь и раньше. План города 1866г уже позволяет увидеть среди границ пригородных землевладений очертания южного участка будущей улицы. А железнодорожные пути, уложенные годом позже в земляной выемке, не загородили горожанам этот привычный проезд: над выемкой сразу же был перекинут мост, собранный из дерева (теперь здесь- железобетонный виадук).Улица стала логическим продолжением, завершением проезда, который возник вне слободы.

Отрезок восточной стороны улицы, сложившийся как раз на основе старого проезда (между современной пожарной частью и Учительским переулком) относился в дореволюционное время не к слободе, а к городу. Он причислялся к «местности за железной дорогой». Сегодня на этом отрезке выделяется здание швейной фабрики акционерного общества «Работница». А в старину достопримечательностью было крупное П-образное здание, которое называли «винными подвалами». Оно стояло ближе к железной дороге и мосту, но строилось раньше них- в эпоху императора Николая I, после того, как в 1827 году в стране восстановили систему «винных откупов». В 1875 году здание из собственности города перешло в частные руки. При Николае II здание было выкуплено под казарму. Конец известному зданию пришел в Гражданскую войну: в течение нескольких лет казарма превратилась в развалины.

25 января 1923 года на заседании Троицкого сельсовета был заслушан доклад комиссии, специально созданной для переименования слободских улиц ( в составе И.А. Бирюкова, И.Г. Тихонова, В.П. Овчинникова). Одобрив доклад, сельсовет принял решение поменять названия шестнадцати улиц, в том числе дать лучшей улице- Большой Троицкой- имя В.И. Ленина. В городе в то время еще не было ни улицы, ни площади, названной в честь вождя.

Улица Ленина, дом 96

Одной из главнейших достопримечательностей Большой Троицкой считался чугунолитейный и механический завод, который появился гораздо раньше улицы. В 1857 году инженер- технолог Э.Ф.Гаусман приобрел у жены полковника Е.Б. Фон-Бринкман земельный участок на западной стороне проезда и в том же году открыл здесь предприятие. Земля, купленная под завод, представляла собой часть обширного дачного имения Бринкманов. В документе того времени проезд назван Троицкой дорогой.

С 1900-го до середины 1910-х годов владельцем завода было товарищество, учрежденное наследниками Э.Ф. Гаусмана совместно с купцом К.И. Бухоновым. На заводе отливались колокола весом более полутора тонн. Выпускавшаяся здесь продукция впервые составила конкуренцию изделиям, производившимся известной воронежской купеческой семьей Самофаловых, не имевшей с 1800г. соперников в обработке металла.

 

Фото наши дни

 

В 1905 году этот завод и примыкающая к нему широкая часть улицы стали ареной бурных стачек и митингов, на которые стекались рабочие нескольких крупных предприятий. 6 февраля случилось столкновение с полицией, она тяжело ранила большевика А.Г. Антонова, который выступал перед рабочими с антиправительственными речами.

 

Улица Ленина, дом 110

Двухэтажный жилой дом занимает угловой участок на пересечении улиц Транспортной и Ленина. Главный фасад обращен к железной дороге.

Известен как дом Егорова.

 

Фото наши дни:

Из расспросов старожилов дома известно, что в 1940 году хозяином дома был Якубчук. Еще в памяти у старожилов отложилось имя Ольги Николаевны Егоровой, 1878 г.р., и еще она жила в доме на Республиканской.

 Архитектура характерна для застройки окраинных районов города, осуществлявшейся в конце ХIХ в. состоятельными гражданами. Низ дома- кирпичный, оштукатуренный, верх-деревянный, обшитый тесом.К крупному прямоугольному в плане объему с восточного торца примыкает большой первоначальный тамбур; с дворового фасада- поздние тамбуры.

Главный фасад основной части симметричен: центральный участок фланкирован боковыми креповками, увенчанными треугольными фронтонами. В тамбуре две двери, ведущие в помещения первого этажа и на лестницу второго. Окна обоих этажей- с лучковой перемычкой.

В центре первого этажа они помещены в наличники с сандриком; в боковых частях- в сосоединяющихся друг с другом полуналичники с замковым камнем. Стена над полуналичниками рустована.

Верхний этаж украшает обшивка в разных направлениях и резьба. Опирающийся на фигурные консоли карниз дополнен рядами пропильного подзора. В наличниках тонкая резьба подзора на сандрике контрастирует с крупной резьбой внизу окна. Дом-жилой.

Летом 1942 года улица Ленина и прилегающие к ней кварталы стали местом ожесточенных боев: немецкие части пытались прорваться к станции Отрожка. Застройка этого района пострадала. В послевоенные годы улица Ленина была реконструирована.

Прежде всего в 1950-х годах рядом с бывшим дачным домом П.П. Вяхиревой возвели здание педагогического института (улица Ленина, 86, архитектор А.В. Миронов).

  

Ул.Ленина д.86 (Педагогический институт)

Рационально спланированное здание обладает запоминающимся обликом в духе советского классицизма и украшает панораму города, открывающуюся с левого берега р. Воронеж. Оставшаяся после строительства Северного моста южная оконечность территории бывшей Архиерейской рощи занята станцией юннатов.

В 1980-х годах на страницах областных газет обсуждался вопрос о переименовании улицы Ленина- в связи с ее неказистым внешним видом и предстоявшим сносом большинства одноэтажных домов. Однако и на этот раз было решено сохранить фамилию вождя. Наконец, в 2002 году администрация города восстановила исконное имя улицы, не упраздняя советского. Теперь она носит двойное название, ее можно обозначить и как Большую Троицкую, и как улицу Ленина.

 

Троицкая слобода на сегодняшний день выглядит так:

 

Источники:

Материалы по данной статье подготовила: Штых С.В.