Новости

04-10-2010

Бизнес-парки: коммерческая недвижимость нового времени: Сегодня, по оценкам экспертов, одним из наиболее востребованных сегментов недвижимости на Западе становятся бизнес-парки (business parks) – формат, характеризующийся по сравнению с традиционными офисными центрами целым рядом преимуществ – как для девелоперов, так и для арендаторов. На отечественном рынке концепция бизнес-парка в чистом виде пока еще не реализована, однако, по мнению специалистов именно данный сегмент представляет собой приоритетное направление развития коммерческой недвижимости Москвы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Первые проекты в формате бизнес-парка появились в 1960-1970-х годах в США. Транспортная революция, завершившаяся в Америке к середине XX века, повсеместное распространение личного автомобильного транспорта, а затем стимулированное государством развитие концепции децентрализации привели к тому, что облик крупных американских городов кардинально изменился. Со временем в пригородах появились офисные комплексы, по ряду критериев значительно отличавшиеся от обычных офисных центров большой высотности, расположенных в деловой части города. Активное развитие нового формата офисных помещений привело к тому, что бизнес-парки, располагающие, как оказалось, целым рядом преимуществ как для арендаторов, так и для арендодателей, на Западе стали отдельным видом аренды коммерческой недвижимости. В дальнейшем концепция бизнес-парка была скопирована в Великобритании и странах Западной Европы, где за последние 10-20 лет она получила широкое распространение.
Бизнес-парк в классическом виде представляет собой большую зеленую территорию в пригороде, с расположенным на ней комплексом малоэтажных офисных зданий, объединенных общей архитектурной идеей, с богатой инфраструктурой и рекреативными зонами. Бизнес-парки на Западе полностью отделены от города и независимы от него. Имеют свои инженерные системы, водо- и теплообеспечение. В бизнес-парке есть все условия для того, чтобы работающие здесь не отвлекались от дел и не чувствовали необходимость в рабочее время покидать территорию бизнес-парка. Обязательны удобные подъездные пути, высокоскоростная трасса до делового центра города, развитый общественный транспорт или специально организованный трансфер для клиентов и сотрудников, не пользующихся личным транспортом.

Инфраструктура западных бизнес-парков, помимо кафе, салонов красоты, спорткомплексов и магазинов, включает детский сад, банки, гостиницу или мотель. Это не просто полезные дополнения, это необходимо для того, чтобы обеспечить сотрудникам компаний-арендаторов возможность сочетать решения каждодневных проблем с рабочим графиком. Бизнес-центров с такой развитой инфраструктурой в Москве пока нет.
Управление в западных бизнес-центрах осуществляется серьезнейшим образом. Управляющая компания на 100% обеспечивает арендаторов всем необходимым, следит за чистотой и организует все инфраструктурные процессы. В России управляющие компании пока не работают профессионально, их роль чаще сводится к посредничеству между собственником и арендаторами».

Появление бизнес-парков обусловлено децентрализацией офисного рынка столицы. А так как все аналитики единодушны в том, что тенденция будет только укрепляться, то и интерес к бизнес-паркам со стороны арендаторов и покупателей только увеличится В классическом или оригинальном, российском, виде, бизнес-паркам в России быть! Более того, поскольку региональные рынки, пусть и с некоторым опозданием, но повторяют столичный, то нет причин сомневаться, что проекты бизнес-парков, возможно не столь масштабные, появятся и в регионах.

biznes-centr